+7 800 100-2166
+7 495 369-3005
Москва, Варшавское ш, д 42

Преимущества подствольных фонарей

Механика фонаря и отдача огнестрельного оружия

Охотник с оружием и подствольным фонарёмТактическим и подствольным фонарям постоянно приходится сталкиваться с высокими нагрузками. Основные источники нагрузок - отдача и падение фонаря на твердую поверхность. Казалось бы, что в этом такого: это же просто фонарик, там нечему ломаться. Но это не так.

В момент выстрела фонарь, который жестко соединен с оружием, резко ускоряется назад. При этом элементы питания остаются на месте и наносят удар своим плюсовым контактом по контактной площадке фонаря. В большинстве современных светодиодных фонарей за контактной площадкой установлена электроника, позволяющая ему эффективно работать. Постепенно площадка проминается и разбивается, а вместе с ней постепенно разбивается электроника.

В итоге - ресурс фонаря может составить от нескольких десятков, до нескольких сотен выстрелов. При заявленных многих тысячах часов работы. Понятно, что дешевые и некачественные фонарики не выдержат и одного выстрела.

При падении фонаря на твердую поверхность происходит практически то же, что и при выстреле. Разница только в том, что корпус фонаря резко останавливается, а батарейки продолжают свой полет и также врезаются в площадку.

Большинство современных фонарей имеют китайское происхождение, и разработаны там же, в Китае. Однако, из-за полного запрета гражданского огнестрельного оружия, китайские разработчики не очень понимают, что проектируют, и не имеют возможности протестировать свою продукцию «в поле» (на оружии).

Проблему можно было бы решить испытательным стендом, имитирующим отдачу. Но среди всех наших посещений почти всех фонарных фабрик в Китае нам ни разу не попадалось такого оборудования. Максимум - вибростенды, усилий которых недостаточно для полноценного теста.

Еще одна проблема подствольных фонарей – моргание. В момент выстрела контакт на долю секунды прерывается (из-за движения элемента питания вперед-назад). При серии одиночных выстрелов и, тем более, при автоматической стрельбе очередями это сильно раздражает.

Разные производители по-разному проектируют подствольные фонари и пытаются устранить подобные проблемы. Большинство считает достаточным поставить пружины на оба контакта и на этом остановиться. Подобные системы встречаются в большинстве фонарей, выдаваемых за подствольные.
Многое зависит и от самих пружин: от качества металла, из которого они сделаны, и его жесткости. Мягкие пружины со временем могут деформироваться, в результате контакт ухудшится, а слишком жесткие - сами могут деформировать элементы питания и пробивать их торцы.

В грамотно спроектированных фонарях используется целый комплекс решений по снижению энергии отдачи и нагрузок от падений. Например, комплексный подход по обеспечению бесперебойной работы можно увидеть в подствольных фонарях EagleTac.

Давайте посмотрим на систему обеспечения живучести подствольного фонаря, предлагаемую EagleTac. Сделаем это на примере тактического фонаря G25C2 Mark ll.

Во-первых, в головной и хвостовой частях расположены подпружиненные контактные площадки. То есть, при выстреле контакт с аккумулятором потерян не будет. Обратите внимание, что это не просто пружины, это площадки, делающие контакт более надежным и распределяющие нагрузку.
Контакт + в головной части фонаря EagleTac G25C2 MkII Хвостовая часть подствольных фонарей EagleTac
Во-вторых, это дополнительная демпфирующая площадка в кнопке фонаря. То есть помимо центрального подпружиненного контакта кнопки элемент питания опирается на пластиковую площадку, под которой установлена вторая пружина. Именно эта площадка гасит большую часть энергии, значительно продлевая срок службы элемента питания и фонаря, особенно это касается дорогих емких аккумуляторов с платой защиты. Точно такая же устроены и выносные кнопки, выпускаемые EagleTac.
Хвостовая часть подствольных фонарей EagleTac в разборе
В-третьих - механическая защита от ударов элемента питания в блок с электроникой фонаря. Это вставка, запрессованная в корпус со стороны головной части. В зависимости от модели – вставка выполнена из алюминиевого сплава или из латуни. Во вставке есть отверстие для плюсового контакта. Оно имеет меньший диаметр, чем АКБ 18650 или батарейка CR123A. То есть – при выстреле аккумулятор не стучит в белую пластиковую стенку с плюсовым контактом, а бьёт во вставку. Соответственно – паразитную энергию отдачи принимает на себя корпус фонаря, а электроника никак не почувствует колебаний аккумулятора при выстреле. Также такая «полочка» защищает и сам аккумулятор от вминания «+» контакта внутрь аккумулятора.
Корпус фонаря EagleTac G25C2 MkII - вид на вставку

Электроника фонаря и её устойчивость к отдаче

Электроника фонаря - это распаянные на плате компоненты драйвера. Современные импульсные драйверы включают очень важный элемент - катушку индуктивности, которая имеет большую массу. При автоматическом монтаже плат для катушек требуется задавать другой температурный профиль пайки, нежели при распайке остальных компонентов.
Большинство производителей этого не делают, в результате катушка соединяется с платой так называемой «холодной пайкой», и отваливается после нескольких ударов. Яркий пример - тестирование Catapult V3 в видео ImMetatronа:



Часто производители, для обеспечения влагостойкости и надежности, заливают платы (целиком или частично) специальным герметиком. Это также хорошо сказывается на механической прочности драйвера, но только в случае, когда производитель знает, что делает и соблюдает технологию заливки. Например, гонконгский производитель Armytek заливает платы жесткой эпоксидной смолой, которую запрещено использовать для плат с поверхностным монтажом. При застывании смолы она даёт усадку и отрывает компоненты от платы. Этот дефект пройдет незамеченным, так как физически, в состоянии покоя, контакт оторванного компонента сохраняется (его держит смола). Однако, при жесткой эксплуатации (в том числе – при стрельбе) это приводит к разнообразным сбоям вплоть до полной потери работоспособности фонаря.

Рассмотрим электронную плату-драйвер подствольных фонарей EagleTac, которую бережет описанная выше система механической защиты.
Драйвер фонаря EagleTac G25C2 MkII Драйвер фонаря EagleTac G25C2 MkII
Драйвер C3300 Extreme - один из лучших синхронных драйверов в мире. Визуально яркость того же EagleTac G25C2 Mark II практически не падает даже при работе от одного аккумулятора 18650. При измерении приборами – падение существенно ниже, чем у аналогов. А при работе от двух батарей CR123A – падение практически отсутствует даже по приборам. Такой драйвер и алгоритм его работы позволяют добиться очень хорошего баланса между яркостью и временем работы.

На рынке изредка встречаются фонари с полной стабилизацией, но их КПД существенно ниже. То есть фонарь будет работать на порядок меньше по времени. Существуют фонари с полной стабилизацией и хорошим временем работы, но они, как правило, оснащены слабым драйвером на 1,5 ампера и неспособны выдавать световой поток свыше 500 люмен. А в режиме, близком к 500 люменам, у G25C2 Mk II яркость практически не падает (на АКБ 18650).

Графики разряда

Все описанные выше преимущества присутствуют и в других подствольных фонарях EagleTac: модульном T25C2, дальнобойных M25C2 и M25C2 Turbo, а также в новейших M30LC2 и M30LC2C.

Возьмём, к примеру, EagleTac M30LC2. В голове мы видим подпружиненный контакт:
Подпружиненный контакт в головной части EagleTac M30LC2
Внутри корпуса, который идентичен для M30LC2, M30LC2 Kit, M30LC2C и M30LC2C Kit, мы видим вставку из латуни:
Корпус фонаря EagleTac M30LC2 и M30LC2C - вид на вставку
Хвостовые части у актуального модельного ряда подствольных фонарей EagleTac – идентичные. В них всех минусовой контакт подпружинен, а также установлена демпфирующая площадка. Аналогично подпружинен контакт выносных кнопок и кнопок без фиксации.

Можно сказать, что все это лишнее и ненужное и достаточно и двух пружинок. Но согласитесь, приятно быть уверенным в фонаре, который не откажет на N-ной сотне выстрелов и не начнет мигать. В наше время вокруг и так много вещей, которые могут подвести в самый неподходящий момент.

И напоследок - наш известный видеоролик с испытанием реального фонаря EagleTac G25C2 MkII на различных образцах огнестрельного оружия: